Оксана Попова,
участница модуля «Образовательная журналистика»

Педдизайн в США:
опыт учёбы и работы
Дарьи Дуденковой

Дарья Дуденкова — выпускница Колумбийского университета, работает педдизайнером в мэрии Нью-Йорка. До переезда в Америку она училась в Москве на преподавателя китайского языка, а потом жила и училась в Китае.

Мы решили узнать у Дарьи, что привело её к профессии педдизайнера, что она любит в ней больше всего и каково работать по этой специальности в США. А заодно попросили поделиться впечатлениями об учёбе в трёх разных странах.

— Даша, можешь для начала объяснить нашим читателям, кто такие педдизайнеры?
Представьте себе преподавателя вуза. Он привык читать лекции, но ему надоело, что студентам на них скучно. Ему кажется, что можно перестроить обучение так, чтобы студентам было не только интересно, но и полезно. Он зовёт на помощь человека, который помогает выстроить процесс обучения так, чтобы у студентов была групповая работа, творческие проекты вместо экзаменов и много обмена опытом. И помогает разработать учебные материалы так, чтобы они были понятны и хорошо запоминались. Вот этот человек — педдизайнер.

И заметьте: он может совершенно не разбираться в предмете, который преподаёт лектор. Но он понимает, как подать материал так, чтобы его запомнили. С онлайн-курсами то же самое: есть материал, который надо донести пользователю. Педдизайнеры изучают его и перерабатывают так, чтобы теоретические блоки логично шли один за другим, текст легко читался, была понятная и красивая инфографика, а тесты и упражнения помогали бы лучше запомнить материал.
— Спасибо, а теперь давай поговорим о тебе как о педдизайнере. Начнём издалека. Расскажи: где училась, что изучаешь, кем работаешь, что увлекает?
Я закончила специалитет в Московском городском педагогическом университете. Моей большой страстью ещё со времен школы был китайский язык, а в МГПУ была отличная программа по преподаванию китайского языка как иностранного. Детей я не сильно люблю и преподавать китайский точно не хотела. Но мои итоговые баллы и хорошее знание языка определили мой путь.

Потом я провела два года в Китае на языковой практике и выпустилась с дипломом преподавателя китайского. Большинство моих однокурсников стали учителями в школах и университетах, другие занялись переводческой деятельностью и я в их числе.
— Как ты решила изучать педдизайн? Что привело тебя к этому решению?
Через пару лет работы переводчиком и взрослой жизни ко мне закралась шальная мысль вернуться к учёбе. Я поняла, что, как я ни уворачивалась от педагогического образования, что-то всё равно налипло. Работа с людьми — не моё, а вот теоретическая часть мне была очень симпатична.

Два года спустя я получила стипендию Фулбрайта на магистерскую программу в Колумбийском университете города Нью-Йорка по специальности «Педагогический дизайн и новые технологии в образовании».
— Я как-то посмотрела ролики по педдизайну преподавателя Сиракузского университета. И он рассказывал, как нужно исследовать проблему и что может оказаться так, что нужно не обучать людей вовсе, а изменить бизнес-процессы.
Интересно, какой подход был в Колумбийском.
Нас очень мало обучали корпоративной части этого процесса, мы говорили о педдизайне как о науке. Мы изучали историю с появления радио и телевидения. В 60-х или 70-х в США была программа, где показывались кусочки анимированного видео с приключениями героя, а потом были вопросы. Зрителям нужно было подумать над ответом, а на следующий день рассказывали, какой правильный. Люди смотрели новый кусочек, а в конце недели задавали более глобальный вопрос. Это были, на самом деле, зачатки педдизайна.

Когда мы говорили о педдизайне, мы рассматривали основные методы. Мы очень много всего читали о смешанном обучении, о господине Хане из Khan Academy, который сделал то, что до него никто не догадался сделать.
Я не люблю писать сценарии и тексты вообще. Но зато люблю всё, что относится к графической части: делать видео, инфографику или подбирать стили.

В Колумбийском преподаватели, мягко сказать, немолодые. И знание технологий сводится к умению пользоваться электронной почтой. В их презентациях встречаются, например, сканы учебников семидесятого года. Просто текст на слайде. Пришлось очень много оцифровывать материалы и оформлять так, чтобы всё достойно выглядело.

Как раз этим я люблю заниматься. Я люблю делать из сухого текста инфографику, разбирать его на кусочки, превращать короткий и плотный текст в красивую презентацию. Вот это прямо моя часть.
— У тебя есть опыт работы педдизайнером на правительство Нью-Йорка — расскажи подробнее, пожалуйста: как ты пошла работать туда? Какие были задачи?
Во время магистратуры и год после неё я работала педдизайнером в Колумбийском университете. Мне очень нравилось, но хотелось попробовать что-то новое. И тут подоспело очень заманчивое предложение от администрации Нью-Йорка. Работа сильно отличается от работы в Колумбийском университете.

Расскажу на примере программы мэра города Fair Fares [«справедливые цены» — прим.]. Её идея в том, чтобы предоставить малоимущим семьям возможность платить половину цены за проезд в метро. Нашей задачей было научить специалистов, которые выдают карты метро, работать с программой. У неё был совершенно стандартный интерфейс: посмотреть, положена ли человеку льготная карта, потом выдать или отменить карточку, найти по номеру и что-то ещё очень простенькое.
— То есть, это была симуляция ПО?
Мы сделали видео. У ИТ-отдела почти всегда плохое отношение с дедлайнами, и в итоге старт нашей работы был за три дня до сдачи проекта. Времени выстраивать сложные процессы не было, мы сделали пять видео, загрузили в LMS [систему дистанционного обучения — прим.] и разработали тестовые задания.
Дарья Дуденкова. Фото предоставлено из личного архива.
— А сколько ты уже работаешь в правительстве? Как тебе в целом работать на администрацию города?

Я работаю на них уже полгода. Опыт невероятно интересный. В Колумбийском я отвечала за свой маленький отрезок работы над курсом. Я знала, для кого курс предназначен, преподаватель говорил мне, что студент должен был уметь по его окончанию, а ещё я сама была студенткой, поэтому вполне понимала примерный порядок действий и что я хочу от курса.

В администрации Нью-Йорка приходилось выполнять более широкий спектр задач и вникать в специфику работы нашей клиентуры. Например, мы делали упражнения к курсу по работе с инцидентами в убежище для бездомных. Хотелось сделать что-то классное, например, игру-бродилку с анимированными персонажами, которым бы приходилось принимать решение по ходу дела. А потом мы побывали в убежище сами. Мы узнали, что воровство, драки и передозировка наркотиками могут происходить 2−3 раза за день. Люди, которые их фиксируют в системе, настолько загружены, что у них нет времени играть в игры. Они хотят короткое видео с конкретными вариантами действий, а не воздушные замки, которые придумали мы.

— Расскажи, пожалуйста, ещё про свою работу в Колумбийском университете. Интересно, какие были задачи в академической сфере.
У нас была прекрасная стажировка в отделе цифрового обучения. Я работала на них 1,5 года до выпуска и ещё год после, уже как фултаймер. Мы занимались курсами для разных факультетов. Это тоже было очень классно, потому что курсы были из совершенно разных сфер!

Например, я занималась курсом по кардиологии, в которой совершенно ничего не понимаю. Но мы сидели с преподавателем и, как в детском саду, разбирались. «Если ты поймёшь, значит, и мои студенты в итоге поймут!» — говорили мне. Поэтому приходилось осваивать множество предметов, о которых я до этого ничего не знала. Но, наверное, так у всех педагогических дизайнеров.
— Как ты думаешь, есть ли какие-то случаи, когда школам помогли решить какую-то социальную или образовательную проблему именно силами педдизайна?
Здесь в очном образовании появились изменения, когда бизнес стал предлагать решения. Например, в Америке много семей мигрантов. Они не говорят или очень плохо говорят по-английски. И возникла компания, которая сделала платформу, похожую на WhatsApp-чатик, в котором классные руководители общаются с родителями. Родители указывают язык, на котором они хотят общаться. Сообщение, которое учитель отправляет родителю, автоматически переводится на этот язык. Это околообразовательный пример, но есть куча других, когда компании решают именно образовательные проблемы.
– Ты успела пожить в трёх странах. Как ты бы сравнила системы образования? Где тебе комфортнее всего?
Мне комфортнее всего в Америке, потому что в Колумбийском университете нет никаких экзаменов и стресса — просто сядь и сделай то, что тебе надо сделать. Привяжи этот проект именно к тому, что тебе важно: это может быть проект исследования на важную для тебя тему или творческая работа. В России я получила «классическое» образование, в котором можно вызубрить, а потом благополучно забыть. После экзамена ничего не остаётся в памяти.

В Китае ещё хуже: там приходилось зубрить в несколько раз больше. Они всю жизнь в соревновании, потому что знают: таких как они — миллион, они абсолютно легко заменяемы, и всем всё равно, получится у них или нет. Они очень стараются быть лучше всех.

У нас была смешная история. На занятии по педдизайну мы обсуждали проблемы в преподавании математики. Преподаватель начала с того, что зашла в класс, написала на доске какую-то адскую формулу и сказала: «У вас есть 30 секунд на то, чтобы её решить». Она рассчитывала, что никто не сможет это сделать. Трое китайцев из нашей группы решили. По факту, среднему студенту нужно минут сорок на то, чтобы в ней разобраться, они решили её за 30 секунд.
Дарья Дуденкова. Фото предоставлено из личного архива.
— Как ты видишь себе сферу образования через 10 лет? Есть ли какие-то отличия американской системы образования от русской в таком будущем?
Я не думаю, что оно будет сильно отличаться от сегодняшнего по формату. Будут университеты, школы, лекции как и раньше. Но всё это будет доступно всем в онлайн-формате. И больше не будет стигматизации онлайн-образования. Никому на собеседовании на работе не придёт в голову тебя спросить в каком формате ты училась: на дневном, вечернем, заочном или онлайн. Разницы не должно быть никакой.
— Ты говорила про стигматизацию онлайн-образования. Чувствуешь ли ты её в Америке?
Да. Она определённо есть. В Америке можно записаться в официальные школы и заниматься онлайн из дома. Но всё равно этим занимаются только те, кто вынужден из-за проблем с мобильностью у ребёнка, ментальных расстройств или большого расстояния от школ. То есть, никто не идёт на онлайн-обучение, потому что это классно.

Но эта стигматизация оправдана. Онлайн-образование может быть гораздо лучше, чем есть сейчас. Оно в таком печальном состоянии, потому что на образование всегда выделяют маленький бюджет. И поэтому оно не такое качественное, как могло бы быть. Онлайн-образование не в пике своего развития, и поэтому многим оно не нравится. Это я прекрасно понимаю. Но всё становится гораздо лучше. Всё больше людей говорят, что они попробовали какие-то онлайн-курсы и им понравилось.
Профессия педдизайнера идеальна для людей, которые получили педобразование, но не пошли в школу. У них уже есть в идеале теоретическая база, а практические навыки можно получить — здесь я вам ехидно подмигиваю — онлайн! Берем курс по педдизайну и основным теориям, графическому дизайну (Adobe Illustrator, Indesign), программированию (HTML, CSS вполне достаточно), по видеомонтажу (Adobe Premier Pro, Final Cut), Learning Management Systems (Moodle, Canvas, Blackboard) и вы готовы.
Ещё есть классная штука, называется H5P. Это заготовки под HTML5, которые можно легко редактировать. Его очень любят, потому что им легко пользоваться, он бесплатный и его можно вставлять в любую веб-страницу как iframe. Но пока что там не соберёшь полноценный курс.

Если нужно узнать о базовых принципах проектирования учебного материала, советую почитать про когнитивную теорию мультимедийного обучения Р. Майера.

Мне нравятся исследования по теме эмоционального дизайна. Например, есть интересная работа по геймификации про то, что у героев обучающих игр должны быть детские лица. Это помогает нам как-то узнать себя в этих героях и даёт нам больший эмоциональный отклик, чем если б это были просто какие-то роботы.

Классная штука, называется backward design [проектирование обучения от целей — прим.]. Этой системой активно пользуются сейчас все, кто занимается STEM — преподаванием технических специальностей в единой программе (Science, Technology, Engineering, Maths). Им важно спроектировать обучение так, чтобы их знание предмета не затмевало того, как они будут его преподавать.

Потом я бы посоветовала создать портфолио. Возьмите тему, в которой вы разбираетесь, и напишите по ней курс. И можно смело искать работу!
— Чего ты хотела бы достичь в своей работе? Есть ли у тебя высокая миссия или ты пока в поиске?
У меня ещё нет чёткого ответа на этот вопрос. Скажем так, меня очень радуют новые технологии, типа augmented и virtual reality. Мне было бы крайне интересно поработать с ними. Но поскольку образование как сфера, как правило, работает с низким бюджетом, эти технологии не будут нам широко доступны пока сильно не подешевеют. Поживём — увидим.